arukhlin: (Default)
[personal profile] arukhlin



Монастырь Кобайр находится совсем недалеко от монастыря Бардзракаш. Он тоже частично разрушен, но сохранилось значительно больше, а главное чудом уцелели фрески. Дорога до него тоже в целом проще



А когда смотришь издалека даже вообще кажется, что он совсем целый



Только перед самым монастырем небольшой подъем и здесь же видно, что он всё же разрушен



Поднимаемся



По дороге небольшая пещера с базальтовыми столбами (кстати, само название Кобайр состоит дважды из слов пещера коб – по грузинский и айр – по армянский)



Мы потом в поездке еще увидим более впечатляющие базальтовые столбы, но там будут толпы народа, а здесь просто так по дороге). Вот мы уже у монастыря



К счастью, алтарная стена с фресками сохранилась. Правда, чтобы она не разрушалась приделана очень хитрая конструкция, которая не позволяет охватить всю картину



Но под лесами пространство никак не огорожено. Правда это часть алтаря и наш гид, сказал, что мне придется провести службу, если я туда пойду) Но все же церковь явно, не действующая, а когда туда залезла женщина с телефоном из другой группы, то я совсем не выдержал и тоже залез в алтарную часть.



Я уже упоминал, что армянская церковь большую часть времени была иконоборческой, однако здесь на севере было одно время грузинско-армянское царство и некоторые церкви были переданы армянам-халкидонитам. Как результат в них очень даже достойные фрески



















На самом деле, вопрос с армянами-халкидонитами не очень понятный, так как в монастыре сохранились надписи старым грузинском алфавитом.



Тем не менее умные книги настаивают (мне удалось найти книгу ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКИХ ПАМЯТНИКОВ (X–XIII вв.)* ЗАРУИ АКОПЯН) https://religions.am/wp-content/uploads/2017/05/Features-of-the-iconography-of-the-Armenian-Chalcedonite-monuments.pdf), на том, что это были именно армяне-халкидониты и в XIII веке искусство Армении процветало в том числе за счет связей с соседними странами и в этом процессе важную роль играли как раз армяне-халкидониты. Уже после XIII в. армяне-халкидониты начинают терять культурное своеобразие, частично сливаются с населением тех областей, где они проживали, постепенно сходя с исторической сцены. Фрески Кобайра были созданы в 1282 году. Но не только фресками хорош этот монастырь. Например, портал отмечен не только надписями, но и красивыми узорами





Еще один



Сохранившиеся окна тоже украшены резьбой



Некоторые фрагменты просто на земле



Колокольня-усыпальница совсем хорошо сохранилась







Чуть выше неё прекрасный вид на долину



А это чуть пониже







А тут наоборот вверх



Еще несколько видов уже не помню из монастыря или попути









На следующий день мы поедем еще в более интересный монастырь – Ахпат – он совсем хорошо сохранился и включен в список наследия ЮНЕСКО.

Date: 2024-05-18 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура (https://www.livejournal.com/category/arhitektura?utm_source=frank_comment), Искусство (https://www.livejournal.com/category/iskusstvo?utm_source=frank_comment), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2024-05-18 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Угадал)

Date: 2024-05-18 10:00 am (UTC)

Date: 2024-05-18 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2024-05-18 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] junetiger.livejournal.com

Я очень люблю природу, поэтому меня больше впечатляют роскошные панорамы гор и долин.

Date: 2024-05-18 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Здесь и с культурными и природными достопримечательностями всё отлично)

Date: 2024-05-18 10:21 am (UTC)
From: [identity profile] abel.livejournal.com
Да, недаром тогда давно, 50 лет назад, когда мы с мамой были в Армении, возникло ощущение, что мы попали в библейскую страну.
Замечательно!

Date: 2024-05-18 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2024-05-18 10:41 am (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com

Под Кобайром

Date: 2024-05-18 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] globus-belarusi.livejournal.com
> Мы потом в поездке еще увидим более впечатляющие базальтовые столбы, но там будут толпы народа, а здесь просто так по дороге).

Это Вы про Гарни?

Date: 2024-05-18 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Ну да рядом с Гарни Симфония камней

Date: 2024-05-18 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] globus-belarusi.livejournal.com
Да, "симфония" в Гарни знатная.

Date: 2024-05-18 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
О, мы тоже туда лазили. С риском для жизни, потому как только что прошел дождь, и все ступени - камни были скользкими.

Date: 2024-05-18 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Перед нами тоже дождь был, но более менее. Но у нас тур позиционировался сразу как с трекингом и обувь была у всех подходящая. Хотя когда перед этим на неё налипли слои глины, после прогулки по грунтовке, не сильно помогало. Но так чтобы совсем скользких было немного ступеней и мы по ним акуратно, держась за скалы прошли, так что вроде без риска)

Date: 2024-05-18 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] nantik7.livejournal.com
Да, риска особого не было, но нервов это стоило. Мы сами шли, без гида, ориентировались на значки указательные, а они не везде очевидные.

Date: 2024-05-18 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Без гида да было бы мне страшно. Так то нам гид сказал, что не страшно, мы и не боялись))

Date: 2024-05-18 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] petrark.livejournal.com
Очень интересно. Кстати, иконоборчество, кажется, не мешало армянским книжникам создавать потрясающие миниатюры.

Date: 2024-05-19 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Да - я, к сожалению, в Ереване слишком мало был и не попал в музей манускриптов, но слышал, что там очень интересные. Правда очень интересно как это с иконоборчеством сочеталось, но вот по фрескам прям четко видно, что есть в Лори на границе с Грузией и есть на территории современной Турции (их я не видел, но читал и видел репродукции), а вот в остальной Армении старинных вообще нет, а современные в большинстве ужас-ужас. А здесь в Лори я покажу еще в Ахтале фрески - там прям на уровне очень хороших византийских.

Date: 2024-05-19 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] petrark.livejournal.com
Жаль, что не были в Матенадаране. Это совершенно невероятный музей, даже не знаю, с чем его можно сравнить.

Date: 2024-05-20 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] lana-ustinov.livejournal.com
Уникальный совершенно материал! Фантастически. Нас возили много-много лет тому назад, еще студентов, в Гарни и Гегард. Но всего остального не знаю совершенно...

Date: 2024-05-20 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Гарни и Гегард близко к Еревану, к тому же конечно топовые достопримечательности, заслуживающие посещения, поэтому не удивительно, что туда всех возят. Но в Армении ещё уйма всего интересного. Я рад, что у нас разные регионы поездка затронула, так как здесь на севере очень сильно отличаются.

Date: 2024-05-21 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] rusavinka.livejournal.com

Здорово!


А ваши фото тоже сохраняют старую историю — на данный момент — и старые фрески. В сети сохраняют.


А потом через неск лет кто-нибудь может сравнить их сохранность по вашим фото )))

Date: 2024-05-21 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Надеюсь с фресками ничего не случится. Если они столько лет уже пережили.

Date: 2024-05-22 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] marawarren.livejournal.com
А восстанавливать его не будут?Останется, как туристический объект, в таком же виде?

Date: 2024-05-23 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Вот даже не знаю. Говорят фрески ещё при советской власти реставрировали. Возможно решили оставить как есть, а может пока нет денег на реставрацию. Так то у них полно памятников, причем ближе к Еревану - туристический потенциал есть. Но вот у меня есть идея съездить на восток Турции - там находятся очень значительные памятники армянские и армяно-грузинские. Но вот читаю про одну очень интересную церковь - отзыв 5 лет назад - не попасть, церковь на реставрации. 3 года назад примерно тоже самое. Год назад тоже самое только еще добавляют, что похоже реставрация не идет. Понятно, что у турецких властей армянское наследие явно не в первом приоритете, и с туризмом у них и так хорошо. В общем печально всё здесь(

Date: 2024-05-24 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Очень здорово. Как жаль, что я не успела съездить в Армению.

Date: 2024-05-25 08:00 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Вроде сейчас это реальное направление, в отличии от многих других.

Date: 2024-05-25 08:18 am (UTC)
From: [identity profile] luchar.livejournal.com

Просто сейчас такие цены, что любой полёт, даже по России, становится малореальным (для меня).

Date: 2024-05-25 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Цены на перелеты это да( Но по России вроде как раз не очень дорогие были последнее время. И, мне кажется, что в ту же Армению можно подобрать, если заранее планировать и не привязываться к конкретным датам - по крайней мере рейсов туда много. У меня из-за кошек горизонт планирования снизился и пришлось сейчас, несмотря на жабу, за дорого лететь.

Profile

arukhlin: (Default)
arukhlin

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45 678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 12th, 2026 01:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios