Ани (I)

Aug. 8th, 2025 07:59 pm
arukhlin: (Default)
[personal profile] arukhlin
DSC07161_01.jpg

Про Ани решил рассказывать в хронологически-тематическом порядке. В целом получается и тематически, но если я где-то перескочу, то не ругайтесь.

Первое что видишь это стены города

DSC07158.jpg

Похоже, что темные кирпичи оригинальные, а остальное современное.

DSC07159.jpg

Видно, что из тёмных кирпичей также складывали в основном стены недавно, а не сохранились они в таком виде, так как во многих местах без современных они бы в таком виде не могли бы висеть. Так что не знаю насколько стена соответствует оригинальной и если соответствует, то какому времени, но масштабы впечатляют!

DSC07160.jpg

Заходим внутрь

DSC07176.jpg

И залезаем на стену

DSC07172.jpg

Отсюда открывается вид на пространство, которое называлось городом 1001 церкви. Между 961 и 1045 годами он был столицей Баградитской Армении, а его население в период расцвета по некоторым данным доходило до 100 тысяч. Конечно данные по населению того времени не слишком точны, но вроде бы Париж и Лондон были тогда примерно 20-30 тыс, а Константинополь примерно 500 тыс. То есть по тем временам город был просто огромный. От всего этого великолепия сохранилось не так много. Одна из фотографий заглавная. Вот ещё одна общая.

DSC07164.jpg

На заглавной видно собор, здесь нет, то есть достаточно широким углом с возвышения весь город не охватывается. При этом огромные пустые пространства, а это всё было городом – мы же на стенах. Я уже говорил, что нам повезло с погодой, но в этот день прямо очень. Это был самый холодный день, и я утром и вечером конкретно мерз в ветровке застегнутой, при том, что я гораздо легче переношу умеренный холод, чем жару. А здесь днем в 20 примерно градусов на открытом пространстве было местами чутка жарковато, если бы было хоть чуть теплее, то было бы жарковато не чуть, а сильно. Так что, наверное, совсем правильным посещать его в чуть более холодное время года и взять в собой еду, так как по-хорошему надо на него отводить прямо целый день. Путеводитель говорит, что за полдня можно посмотреть основное – в общем у нас было точно не меньше чем полдня и действительно самое основное мы посмотрели, но хотелось бы еще добраться до более отдаленных точек. Приблизим некоторые объекты, пока смотрим сверху. Собор

DSC07175.jpg

Церковь Христа Спасителя (также встречал варианты перевода Святого Спасителя и Святого Искупителя.) Про неё отдельного поста не будет, так что посмотрим чуть поподробнее прямо в этом.

DSC07167.jpg

Слева на холме остатки цитадели. Круглая церковь Св. Григория. Остальные руины я могу перепутать – в них мы не были.

DSC07174.jpg

Опять не удержался от одного кадра – тут церковь Св.Григория чуть покрупнее

DSC07168_01.jpg

Я конечно еще наделал кучу фотографий, но всё же отмел совсем одинаковые. Но тут пришел злой охранник и сказал (точнее показал – по английский то они не говорят никто), что нечего по стенам лазить. Хотя может он и не очень злой, а наоборот добрый, ведь он спас меня и вас – меня от разбора миллиона одинаковых фоток, а вас от их созерцания). Спустившись пойдем по yellow gray brick road в сторону собора

DSC07182_01.jpg

По дорогое оглядываемся на стены

DSC07181.jpg

А стены тянутся далеко

DSC07180.jpg

Отдельные руины в поле, которое всё было городом

DSC07185.jpg

Ещё фрагменты стен

DSC07183.jpg

DSC07184.jpg

По многим руинам не понятно, что это было раньше

DSC07188.jpg

Оставляем пока справа неплохо сохранившуюся Сурб-Григор и развалины Сурб-Аракелоц

DSC07186.jpg

И это тоже всё город

DSC07187.jpg

В 1045 году город переходит ненадолго к Византии, а в 1064 его захватывают турки-сельджуки. От периода их правления сохранилась мечеть, в которую мы тоже зайдем позже. За ней цитадель виднееется.

DSC07196.jpg

Но вот мы приближаемся к собору.

DSC07189.jpg

Про него будет отдельный пост. А пока пойдем в сторону церкви Христа Спасителя (или Искупителя) по армянский Сурб Пркич, виднеющейся вдали

DSC07190.jpg

Она построена в 1035 году. Когда подходишь к ней кажется абсолютно круглой

DSC07277.jpg

В принципе она такой и задумывалась.

DSC07278.jpg

Оглянемся ещё раз на собор

DSC07279.jpg

И начнем подходить к церкви Сурб Пркич.

DSC07281.jpg

И тут выясняется, что от неё сохранилась только половина

DSC07283.jpg

По официальной версии половина обрушилась в 1955 году от шторма. Но вот тут прочёл, что оказывается в 50е годы в Турции ещё оставалась какая-то часть греков и армян и именно тогда были ещё погромы, после которых и они покинули. Не знаю насколько это совпадение. Сейчас тоже есть армяне, но я так понимаю, что те что в Турции остались уже и языка не знают, не говоря про религию. К счастью, сейчас в Турции возобладал прагматичный подход и то что не было разрушено раньше уже специально не разрушается, а даже наоборот консервируется и реставрируется.
Тут мы подходим к берегу реки Ахурян. На склоне стоит, пожалуй, самая изящная, интересная и относительно хорошо сохранившаяся церковь Ани – церковь Тиграна Оненца. Пока только одна фотография с акцентом даже больше не на церковь, а на каньон за ней. Так как про эту церковь будет точно два поста.

DSC07286.jpg

Путеводитель 2011 года издания предупреждает, что граница чувствительная и лучше не наводить фотоаппарат в сторону Армении. Но похоже и тут возобладал прагматизм – Армения явно сейчас никакой угрозы для Турции не представляет – я вообще никакой охраны не видел на турецкой стороне, спокойно фотографировал что хотел, да еще на голове у меня была кепка с надписью Армения и армянским гербом (у меня похоже уже традиция сложилась, каждый раз покупать в Армении кепку). Вот тут берег Ахуряна (и граница соответственно) чуть дальше у мечети.

DSC07468.jpg

Про мечеть также будет отдельный пост, поэтому здесь пока не показываю. Посмотрим ещё примерно отсюда в стороны собора

DSC07469.jpg

DSC07472.jpg

После мечети я полез на холм, где находится цитадель, но это тоже пока показывать не буду. Вместо этого несколько фотографий, когда я уже возвращался, так как они опять относятся к стенам

DSC07552.jpg

А также отдельным, не идентифицированным мною, руинам

DSC07570.jpg

DSC07554.jpg

Уже у стен обломки

DSC07575.jpg

Башня при входе с сельджукской надписью.

DSC07574.jpg

После того как сельджуки захватили Ани в 1064 году они первым делом стали ремонтировать стены и оставили эту надпись, о чем повествует информационный пост и здесь похоже на правду,
Но тут же рядом львиные ворота

DSC07572.jpg

Турецкие информационные стенды утверждают, что лев также сельджукский символ. Только вот почему-то все остальные источники, которые мне попадались, говорят, что это символ Баградитов)). На этом пока с кратким обзором всё, а дальше будет посты по отдельным достопримечательностям, которые нам удалось посмотреть.

Date: 2025-08-08 05:00 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура (https://www.livejournal.com/category/arhitektura/?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya/?utm_source=frank_comment), Путешествия (https://www.livejournal.com/category/puteshestviya/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2025-08-08 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] abel.livejournal.com
Удивительная картина!
Даже немного жутковатая.
Стена напомнила (слабо) стену в Авиле.

Date: 2025-08-08 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Про Авилу, кстати да, и про некоторую жутковатость тоже согласен, когда думаешь, что здесь был огромный живой процветающий город.

Date: 2025-08-08 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] bizantinus.livejournal.com
“Река времён в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы”. (с)

6 июля 1816
Г.Р. Державин

Date: 2025-08-08 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] ampelios.livejournal.com

Аменапркич. Смотрю, турки взялись за уничтожение Ани. Начали со стен

Date: 2025-08-08 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Я такое написание видел, но почему-то вот здесь https://www.armmuseum.ru/news-blog/2018/3/21/--1 они называют Сурб Пркич. И здесь тоже https://www.pravenc.ru/text/115460.html. А стены даже мне на любительский взгляд показались излишне восстановленными.
From: [identity profile] lana-ustinov.livejournal.com
Да, в этом смысле действительно жутковато. Но все равно интересно как! Такая древность... И фотографии отличные.
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Очень интересно! Спасибо!

Date: 2025-08-08 06:21 pm (UTC)
From: [identity profile] sibeaster.livejournal.com
В Стамбуле греки жили довольно в большом количестве (до 100 тыс), после погрома 1955 стали разъезжаться, а после первого кипрского кризиса 1963 года тех, у кого было два паспорта (греческий и турецкий) заставили уехать. Греков вне Стамбула убили, выгнали и обменяли к 1922 году.
А вот с армянами сложнее: они в Стамбуле по сию пору живут в неком приличном количестве, имеют свои церкви и школы, сейчас не притесняются. А вот тех армян, что жили на востоке Анатолии, ...ну сами знаете. По официальной версии их отселили от линии фронта в плодороднейшую Сирию, а они зачем-то забрались в бесплодные пустыни и поумирали назло добрым туркам.

Date: 2025-08-08 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Да уж. Спасибо за уточнение!

Date: 2025-08-08 06:40 pm (UTC)
From: [identity profile] bizantinus.livejournal.com
Большое спасибо за интересный и грустный репортаж...

Date: 2025-08-09 04:53 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Спасибо за отклик!

Date: 2025-08-08 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com

Ну и просторы! И все давным-давно бросили!

Date: 2025-08-09 05:07 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Там сначала войны были из которых самая разрушительная захват Тамерланом в 1380 году, а потом еще землетрясения, город с каждым разом всё меньше становился и приходил в упадок, пишут, что еще до середины 17го столетия существовал как небольшой город, а потом ещё монахи держались но и они покинули в 1735 году, так что с тех пор совсем пустой.

Date: 2025-08-09 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com

Скорее всего, торговые пути ушли в сторону. Народ в удобном месте землетрясением не прошибешь...

Date: 2025-08-09 03:28 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Там много было факторов, которые друг на друга наслаивались и каждый только усугублял. Те же войны способствовали и сдвигу торговых путей. И понятно, что если торговля процветает, то можно и после землетрясения отстроится, а если и так уже всё не очень, то это как последняя капля. А ещё и статус - одно дело быть столицей, а другое пограничным городом, переходящим из рук в руки и в любом случае на отшибе империи.

Date: 2025-08-10 10:33 pm (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com

Это да. Вообще, как раз сегодня разговаривали с мамой, как учить историю. "Вертикальный" способ, когда события идут последовательно, плох...Обычно события переплетаются не только даже с сопредельными территориями...

Date: 2025-08-11 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Вопрос очень интересный. Интересно есть ли где-то опыт сразу "горизонтального" изучения. Так-то у всех уже есть "вертикальная" база на которую очень интересно наслаивать горизонтальную. В обратной ситуации это наверное углубление в локальные детали. На самом деле даже часто достаточно сложно хорошие книги по истории найти, когда автору удается какой-то цельной линии придерживаться и не уйти куда-то, с потерей нити повествования. А ещё история в школах несёт оттенок (или даже не оттенок) идеологии и часто идет с позиции центричности на своей стране, с этим тоже не понятно что делать. В целом вопрос очень интересный и сложный.

Date: 2025-08-11 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] zona-riska.livejournal.com

Да, Вы правы, конечно. Но как изучить все одновременно?
С другой стороны, это все - бесконечный источник открытий и изумлений:)

Date: 2025-08-08 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tsibirinka.livejournal.com
размеры
пространство
облака
впечатляют

Date: 2025-08-09 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Очень впечатляющее место!

Date: 2025-08-08 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzulka.livejournal.com
Невероятное место. Странное и притягательное.

Date: 2025-08-09 04:54 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Точно!

Date: 2025-08-09 07:35 am (UTC)
From: [identity profile] taras-palko.livejournal.com
Видел раньше другие посты об Ани, так что очень и не расстроился. Но фраза из, Когелета, конечно, напрашивается. Жду продолжения. Спасибо!
Edited Date: 2025-08-09 07:36 am (UTC)

Date: 2025-08-09 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Я тоже видел и в принципе морально был готов.

Date: 2025-08-09 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] simysia.livejournal.com
То есть получается, что это облицовка такая (догадался Штирлиц), а внутри — обычные камни, такая же кладка, как у нас, например. А я почему-то думала, что это все (что было в предыдущих постах) сделано из таких вот ровных, как кирпичи, камней. Вот ведь незадача.

Тоже хотела написать про гнетущее впечатление. Посмотрела комментарии — почти все об этом пишут. Интересно как. Ведь в действительности — ничего гнетущего нет в этом месте. Напротив — что-то осталось из далекой чужой жизни, какие-то следы ее, должно радовать. Интересно — откуда берется это тяжелое ощущение ? как по вашему?

Date: 2025-08-09 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Что-то облицовка, но и сами камни разного цвета - они всё же не совсем обычные. Черный и оранжевый или розовый туф - он реально такого цвета. Я в следующий раз покажу собор, там на изломах будет четко видно разные цвета камня и внутри стены. А насчет формы там несколько слоев - внутренний из более мелких, скрепленных, а наружный я бы не назвал облицовкой - там слишком толстые камни, чтобы просто облицовкой быть, мне кажется реально обтесанные куски больших камней.
А про гнетущее впечатление очень интересный вопрос - я стал отвечать и понял, что там то на месте у меня скорее был восторг от того, что хоть что-то сохранилось, от синего неба с облачками, ветерка, просторов и пусть остатков, но красивой архитектуры. А вот когда стал писать и вспоминать историю, то у меня самого это тяжелое ощущение возникло, которого совсем не было на месте. Вот думаю Тарас хотел другую фразу привести, но как ответ откуда берется в результате мне тоже пришла в голову фраза из Эклезиаста "во многой мудрости много печали"
Edited Date: 2025-08-09 03:53 pm (UTC)

Date: 2025-08-09 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] yarowind.livejournal.com

Жили люди, и нет никого... Всегда немного грустно в таких местах

Date: 2025-08-10 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Да. Хотя я отвечая на предыдущий комментарий понял, что на месте мне грустно не было, а грусть возникла уже при ретроспективном взгляде и осмыслении. На месте то был скорее восторг.

Date: 2025-08-11 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] lenchik-v.livejournal.com

Интересное место. И грустное. Стены города впечатляют своим величием

Date: 2025-08-12 07:18 am (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Да! Спасибо!

Date: 2025-08-15 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] globus-belarusi.livejournal.com
> Видно, что из тёмных кирпичей также складывали в основном стены недавно, а не сохранились они в таком виде, так как во многих местах без современных они бы в таком виде не могли бы висеть.

Из того, что я наблюдал при реставрации белорусских памятников, могу предположить, что старые кирпичи действительно могли остаться на своих местах, просто под ними выложили новые. Без снятия аутентичных. То есть новыми заложили выемку ниже либо заменили совсем уж разрушенные элементы. Для этого обычно достаточно того, чтобы кирпичи или камни за фасадными кирпичами были на месте, на них какое-то время вполне могут держаться верхние старые стройматериалы.

Впрочем, вариант с перекладыванием старых кирпичей заново мне также встречался. Но в этом случае надо смотреть на швы между ними, там можно увидеть подсказку, какой из способов был применен.

Date: 2025-08-16 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] petrark.livejournal.com
Большое впечатление производит. Решил смотреть по порядку :-)

Date: 2025-08-16 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] arukhlin.livejournal.com
Да! Спасибо! Я по горячим следам больше чем обычно постов написал :)

Profile

arukhlin: (Default)
arukhlin

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45 678 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 13th, 2026 04:30 am
Powered by Dreamwidth Studios